Люд встречает тебя по одежде,
А хоронят потом по деньгам,
Мендельсон прозвучит по надежде,
Только нужно то будет не нам.
Сегодня получил сообщение через интернет: "4 декабря умерла Люся Попова". Даже без восклицательного знака. Современные средства коммуникации упрощают общение и делают его менее человечным. Ушли в прошлое душераздирающие телеграммы-"молнии" с фатальным набором слов, призывом крепиться, просьбой приехать, датой погребения. Трагическая весть о смерти одноклассницы своим чередом расползается по сети, наравне с примитивными "статусами", кулинарными рецептами и глупой болтовней. Нелепо и буднично.
Я не убит горем и не обескуражен. Я знал. Собственно, за месяц до ухода Люда сама известила меня о тяжелой болезни и попросила никому не сообщать, ограничившись простыми, но глубокими по своему спокойствию и драматизму применительно к моменту фразами: "всему своё время", "неожиданно", "надежда умирает последней". И вот, закончен жизненный путь очередного человека. Одного из семи миллиардов. Событие, возможно, малозаметное в глобальном сознании, но критическое для группы конкретных людей. Вместе с ней ушла часть нас, та часть, которая подобно оригинальному ракурсу, отражена только в работах данного автора и запечатлела то, что в нашей жизни уже никогда не повторится.
Что мы знаем друг о друге? Что я знаю о ней?! Девочка-отличница из нашего класса, численным составом сорок шесть человек. Наверное, по нынешним временам современному школьнику тяжело понять, каким образом в одном классе обучалось почти полсотни человек, которые занимались во вторую смену при этом шестой урок заканчивался в 19.35. Я жил достаточно далеко от школы, она еще дальше. Зимними вечерами иногда возвращались домой вместе. Нельзя сказать, что в этом было что-то романтическое, но по прошествии лет всё детство окутано романтикой и ожиданием чуда. После восьмого класса она поступила в техникум, а я продолжил учебу в школе. Киношный трагикомический эпизод случился именно там, где, казалось, драматургия бытия его не предусматривала. Мы встретились на танцах (было тогда такое развлечение под музыку "живого" вокально-инструментального ансамбля). Я - юный студент, она - не менее юный молодой специалист. Во время медленного танца Люда вдруг призналась:
- А знаешь, я все школьные годы любила тебя и всё ожидала, когда Саша Макаров вырастет и догонит меня по росту.
- В чем же дело, я уже выше тебя! - пошутил я.
- Да, но я завтра уезжаю и выхожу замуж.
Она уехала, у меня был другой роман. Школьная история закончилась многоточием, а наши жизни продолжались.
Неожиданно технический прогресс подкинул новые возможности общения и я узнал о её нелегкой судьбе, связанной с трагической потерей мужа, необходимостью одной воспитывать двоих детей. Тем не менее, она осталась Человеком. Именно так, с большой буквы, личностью, не клянчащей у судьбы милостыни. Успевая быть не только матерью, хранителем очага, компетентным специалистом, но и творцом прекрасного. Во время последней нашей встречи Люда подарила мне свою акварельную работу. На словах сказала, что эта картина ей самой очень нравится. Какого-то символизма тогда я не заметил, да и она, уверен, не предполагала, что это будет последняя встреча.
Существует старая кавказская притча. Внук вопрошает деда:
- Скажи, когда ты умрешь?
- Тогда, когда умрешь ты.
- Почему мы умрем вместе - недоумевает обиженный юнец - ведь ты такой старый, а я такой молодой?
- Потому, что вместе с тобой умрет память обо мне.
Друзья, не забывайте об ушедших, рассказывайте о них, ведь мы живая память о тех, кто составлял пестрое панно нашей собственной жизни и потерянные фрагменты мозаики можем восполнить только мы. Попробуйте в знаковые дни, связанные с их жизнью, абстрагироваться от рутины и отдать должное тем, кто некогда был неотъемлемой частью нашего бытия. Возможно, таким образом, мы хотя бы частично восполним то, чем в силу собственной легкомысленности не смогли поделиться в период их земного пути.
*в качестве иллюстрации представлена акварель работы Людмилы Поповой.
Александр МАКАРОВ
А хоронят потом по деньгам,
Мендельсон прозвучит по надежде,
Только нужно то будет не нам.
Сегодня получил сообщение через интернет: "4 декабря умерла Люся Попова". Даже без восклицательного знака. Современные средства коммуникации упрощают общение и делают его менее человечным. Ушли в прошлое душераздирающие телеграммы-"молнии" с фатальным набором слов, призывом крепиться, просьбой приехать, датой погребения. Трагическая весть о смерти одноклассницы своим чередом расползается по сети, наравне с примитивными "статусами", кулинарными рецептами и глупой болтовней. Нелепо и буднично.
Я не убит горем и не обескуражен. Я знал. Собственно, за месяц до ухода Люда сама известила меня о тяжелой болезни и попросила никому не сообщать, ограничившись простыми, но глубокими по своему спокойствию и драматизму применительно к моменту фразами: "всему своё время", "неожиданно", "надежда умирает последней". И вот, закончен жизненный путь очередного человека. Одного из семи миллиардов. Событие, возможно, малозаметное в глобальном сознании, но критическое для группы конкретных людей. Вместе с ней ушла часть нас, та часть, которая подобно оригинальному ракурсу, отражена только в работах данного автора и запечатлела то, что в нашей жизни уже никогда не повторится.
Что мы знаем друг о друге? Что я знаю о ней?! Девочка-отличница из нашего класса, численным составом сорок шесть человек. Наверное, по нынешним временам современному школьнику тяжело понять, каким образом в одном классе обучалось почти полсотни человек, которые занимались во вторую смену при этом шестой урок заканчивался в 19.35. Я жил достаточно далеко от школы, она еще дальше. Зимними вечерами иногда возвращались домой вместе. Нельзя сказать, что в этом было что-то романтическое, но по прошествии лет всё детство окутано романтикой и ожиданием чуда. После восьмого класса она поступила в техникум, а я продолжил учебу в школе. Киношный трагикомический эпизод случился именно там, где, казалось, драматургия бытия его не предусматривала. Мы встретились на танцах (было тогда такое развлечение под музыку "живого" вокально-инструментального ансамбля). Я - юный студент, она - не менее юный молодой специалист. Во время медленного танца Люда вдруг призналась:
- А знаешь, я все школьные годы любила тебя и всё ожидала, когда Саша Макаров вырастет и догонит меня по росту.
- В чем же дело, я уже выше тебя! - пошутил я.
- Да, но я завтра уезжаю и выхожу замуж.
Она уехала, у меня был другой роман. Школьная история закончилась многоточием, а наши жизни продолжались.
Неожиданно технический прогресс подкинул новые возможности общения и я узнал о её нелегкой судьбе, связанной с трагической потерей мужа, необходимостью одной воспитывать двоих детей. Тем не менее, она осталась Человеком. Именно так, с большой буквы, личностью, не клянчащей у судьбы милостыни. Успевая быть не только матерью, хранителем очага, компетентным специалистом, но и творцом прекрасного. Во время последней нашей встречи Люда подарила мне свою акварельную работу. На словах сказала, что эта картина ей самой очень нравится. Какого-то символизма тогда я не заметил, да и она, уверен, не предполагала, что это будет последняя встреча.
Существует старая кавказская притча. Внук вопрошает деда:
- Скажи, когда ты умрешь?
- Тогда, когда умрешь ты.
- Почему мы умрем вместе - недоумевает обиженный юнец - ведь ты такой старый, а я такой молодой?
- Потому, что вместе с тобой умрет память обо мне.
Друзья, не забывайте об ушедших, рассказывайте о них, ведь мы живая память о тех, кто составлял пестрое панно нашей собственной жизни и потерянные фрагменты мозаики можем восполнить только мы. Попробуйте в знаковые дни, связанные с их жизнью, абстрагироваться от рутины и отдать должное тем, кто некогда был неотъемлемой частью нашего бытия. Возможно, таким образом, мы хотя бы частично восполним то, чем в силу собственной легкомысленности не смогли поделиться в период их земного пути.
*в качестве иллюстрации представлена акварель работы Людмилы Поповой.
Александр МАКАРОВ